понедельник, 22 сентября 2008 г.

2 Трагедия советской деревни Коллективизация и раскулачивание Том 2

Ноябрь I 929 — декабрь 1930
1
Из протокола № 66 совместного заседания президиума Нижне-Волжского крайисполкома и комиссии заместителя председателя СНК РСФСР Т.Р.Рыскулова о колхозном строительстве в крае1*
24-25 ноября 1929 г.
Присутствовали: президиум крайисполкома: т. Хлоплянкин, Бранденбург-ский, Гутин, Путнин, Викснин, Душан, Шеболдаев, Сулковский, Кенич, Бройдо, Шваб, Чугунов, Кабанов, Зимин, Густи, Боргер, Хвесин.
Комиссия: зам. председателя СНК РСФСР т. Рыскулов; от Управления делами СНК РСФСР — т. Олонецкий; от НКФина — т. Королев; член Малого СНК РСФСР1 — т. Галкин; НКТ — т. Белов. Секретарь комиссии — т. Левкевич.
Представители ведомств: СНК АССРНП — т. Глейм, член президиума Калмоблисполкома — т. Убушиев, крайсельбанка — т. Гордеев, зам. редактора газеты «Трудовая правда» — т. Орлов, от Аткарского окружкома — т. Егоров, председатели крупных колхозов Аткарского окр. — т. Федоров и Цибизов, зав. Астраханским окрзу — т. Бонк, Сталинградского оика — т. Гринштейн, Аткарского окр. — т. Гусев, Нижне-Волжского управления связи — т. Хренов, крайзу — т. Шацкин, крайкома ВКП(6) — т. Фрешер, крайзу — т. Паршков, Балашовского окружкома ВКП(б) — т. Бородаевский, зав. Хоперским окрзу — т. Каратунов, Сталинградского окружкома ВКП(б) — т. Ефременко, председатель Хоперского окрисполкома — т. Ануфриев, крайсовнархоза — т. Золотов, теруправления — т. Рубин, преподаватель совпартшколы — т. Савельев, Саратовского горсовета — т. Герасимов, Аткарского окружкома ВКП(б) — т. Березин, крайсуда — т. Оржев-ский, крайкома ВКЩб) — т. Крылов, крайотдела труда — т. Мухин, колхоз-союза — т. Кандыбин, крайстатуправления — т. Пономарев, крайоно — т. Эйсмонт, зав. Хоперским окрторготделом — т. Левин, крайзу — т. Тиранов, член президиума Аткарского оика — т. Шлыков, крайпотребсоюза — т. Кричевский, крайпрокуратуры — т. Драгунский, крайздрава — т. Нюрин, орготдела крайисполкома — т. Богданов, зав. краевым отделом РОСТА — т. Дермичев, крайсовхозцентра — т. Каминский, АССРНП — т. Штуккерт, Архбюро — т. Петров, совхозцентра — т. Буткарь, Косырев, Крутов.
Председательствовал т. Хлоплянкин, секретарствовал т. Гутин.
П. Слушали: Об очередных задачах колхозного строительства края.
Постановили: Утвердить проект постановления, представленный комиссией зам. председателя СНК т. Рыскулова, с внесенными поправками в следующей редакции:

2 - 1719

33

О темпах колхозного движения.
1. Учитывая, что в основе громадного роста организации колхозов, особен
но в последнее время, лежит добровольное массовое стремление бедняцких и
середняцких масс крестьянства реорганизовать свое хозяйство в формы кол
хозов, а также учитывая положительные результаты, достигнутые этими кол
хозами, особенно по размерам зяблевой вспашки (в частности и особенно по
Нижне-Волжскому краю), когда благодаря обобществлению средств произ
водства, даже при недостатке машинной тягловой2* силы в этих колхозах,
последние достигли более значительных результатов, чем индивидуальные хо
зяйства — не только не снижать взятый темп роста организации колхозов, но
еще более усилить этот темп, особенно по отстающим районам, в связи с чем
коренным образом перестроить установки контрольных цифр пятилетнего
плана2 по колхозному движению в сторону вовлечения бедняцких и середняц
ких крестьянских хозяйств в колхозы в гораздо меньший срок, чем указано в
контрольных цифрах этой пятилетки, и разработать дальнейшие меры по ук
реплению колхозного строительства.
2. В соответствии с этим считать совершено недопустимыми уже выявив
шиеся попытки отдельных лиц и групп, испугавшихся небывалого размаха
колхозного движения в стране и стремящихся объяснить, в частности, этот
рост чуть ли не следствием администрирования, снизить взятый темп развития
колхозного движения, ставя дальнейший темп развития колхозов в прямую
зависимость от степени обеспечения машинной тягловой силой, одновременно
предлагая не форсировать перевод колхозов из низших форм в более высшие.
3. В связи с огромным успехом колхозного движения в основных земле
дельческих районах Нижне-Волжского края, когда уже к этому времени и в
этих районах обобществлено в колхозах около 60% бедняцко-середняцких
крестьянских хозяйств, считать необходимым объявление Нижне-Волжского
края целиком краем сплошной коллективизации в отношении всех без исклю
чения зерновых районов и вовлечения в этих районах в 1930 г. всех бедняц
ких и середняцких крестьянских хозяйств. Причем в основных округах (Хо
перский, Балашовский, Пугачевский, Аткарский, Немреспублика) провести
оформление в колхозы к 1 января 1930 г.
Поручить Нижне-Волжскому крайисполкому с привлечением соответствующих органов разработать план мероприятий по осуществлению к сроку вышеуказанного задания.
4. Войти с предложением в соответствующие центральные органы о необ
ходимости определения дополнительно еще ряда районов РСФСР, которые
могли бы перейти на сплошную коллективизацию в течение 1930 г.
5. В целях закрепления достигнутых результатов по коллективизации и
для дальнейшего расширения, имея в виду, что колхозный сектор уже в
1930 г. должен дать по СССР не менее 30% всей товарной продукции зерна,
а судя по достигнутым темпам расширения колхозного движения за последнее
время и степени расширения зяблевой вспашки, этот процент доли колхоза
увеличится — признать необходимым срочный пересмотр утвержденных по
становлением правительства планов контрактации3 с/х продуктов и пере
смотр планов весенней и осенней посевных кампаний и планового снабжения
(с/х машинами, семенами и промтоварами), а также и других видов кредита
и помощи, в первую очередь по Нижне-Волжскому краю.
6. Придавая огромное значение необходимости обеспечения максимального
выполнения колхозным сектором весенней посевной кампании, принять не
медленные меры к обеспечению колхозов собственными силами и по линии
местных органов необходимым семенным фондом и обеспечению кормом как
рабочего, так и продуктивного скота колхозов. В частности, поручить Нижне-
34

Волжскому крайисполкому провести срочно означенное мероприятие по Нижне-Волжскому краю. Принять к сведению, что комиссия зам. председателя СНК т. Рыскулова не возражает против вынесения крайисполкомом постановления об использовании кратных сумм в размере 75% на снабжение колхозов скотом и прокорм последнего.
Считать необходимым неиспользованные остатки кредитов по зяблевой вспашке целиком обратить на закупку рабочего скота для колхозов и его прокорм.
Председатель Хлоплянкин Секретарь Гутин
РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 7. Д. 251. Л. 182-182 об. Заверенная копия.
'* Опущены вопросы: «Об улучшении качества работы колхозов», «Организация производства и труда в колхозах», «Организационные меры и социально-культурное обслуживание».
2* Так в тексте.
№ 2-24
Материалы комиссии Политбюро ЦК ВКП(б) под председательством наркома земледелия СССР Я.А.Яковлева по подготовке проекта постановления ЦК ВКП(б) о темпах коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству
5 декабря 1929 г. — 5 января 1930 г.
№ 2
Из протокола № 108
заседания Политбюро ЦК ВКП(б) о создании комиссии
5 декабря 1929 г.
п. 35. [Слушали:] О преобразовании Автономной Республики Немцев Поволжья в показательный район по сплошной коллективизации (т. Густи, Хлоплянкин М., Каминский, Яковлев, Кубяк, Микоян, Владимирский, Мальцев, Рыску лов).
[Постановили:] Для разработки вопросов о темпах коллективизации в различных районах СССР и о мерах помощи со стороны государства, с соответствующим пересмотром принятого плана коллективизации по годам, создать комиссию в следующем составе: т. Яковлев Я. (председатель), Каминский, Шеболдаев (с правом замены Хлоплянкиным), Беленький, Вольф, Косиор, Андреев (с правом замены Ивановым), Варейкис, Максимов, Климохин, Патрикеев, Рыскулов, Мальцев, Хатаевич, Клименко, Голощекин, Сырцов, Бауман. Срок работы комиссии — 14 дней.
Секретарь ЦК И.Сталин** РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1876. Л. 8. Ротаторный экз. с подлинника.
1* Подпись — факсимиле.
35

№ 3
Протокол заседания комиссии
об образовании подкомиссий для разработки отдельных вопросов
8 декабря 1929 г.
Присутствуют: т. Яковлев, Каминский (Колхозцентр4), Беленький (Хлебоцентр5), Гринько, Голендо, Вольф (Госплан СССР), Максимов, Патрикеев (НКТорг СССР), Рыскулов (СНК РСФСР), Мальцев (Свердловский университет6), Клименко (НКЗем РСФСР), Бауман (ЦК ВКП(б)), Каценельбо-ген (ЦК ВКП(б)), Гроссман (НК РКИ СССР7), Розе (Сельхозимпорт8), На-говицин, Самсонов (НКСобес РСФСР).
Председатель — т. Яковлев.
Слушали: О порядке работ комиссии по вопросу о районах сплошной коллективизации.
Постановили: Для проработки ряда вопросов образовать следующие подкомиссии:
1. Подкомиссию по вопросу о системе управления и построения обществен
ных и хозяйственных организаций в округах сплошной коллективизации — в
составе т. Каценельбогена (председатель), Гроссмана В.Я. (НК РКИ СССР),
Беленького (Хлебоцентр), Самсонова (НКСобес РСФСР), Одинцова (Гос
план РСФСР), Бермана (Институт советского строительства9), Грая.
Этой подкомиссии поручить пересмотреть систему управления и построения всех общественных и хозяйственных организаций (партийных организаций, кооперативных организаций, комитетов взаимопомощи10, земельных обществ11, советов, профсоюзных организаций, взаимоотношения между округами и районами и проч.). Подкомиссии исходить из того, что перестройка организационной системы должна дать возможность основную массу квалифицированных работников из округов перевести на постоянную работу в районы.
2. Подкомиссию по вопросу о политике в отношении кулаков в районах
сплошной коллективизации — в составе т. Баумана (председатель), Клименко
(НКЗем РСФСР), Рыскулова (СНК РСФСР) и Каминского (Колхозцентр).
Подкомиссии специально рассмотреть и вопрос о ликвидации кулацких хозяйств в Автономной Республике Немцев Поволжья.
3. Подкомиссию по вопросу о перераспределении наличных ресурсов и о
дополнительных ресурсах — в составе т. Патрикеева (председатель), Розе
(Сельхозимпорт), Беленького (Хлебоцентр), Ронкина (НКЗем РСФСР), Го
лендо (Госплан СССР), Петрова (Колхозцентр).
Этой подкомиссии поручить дать план усиления материального снабжения районов сплошной коллективизации за счет снабжения индивидуального хозяйства. В частности, в отношении тех машинно-тракторных станций12, которые в настоящее время обслуживают преимущественно индивидуального хозяина и еще не развернуты, признать необходимым задержать их развертывание с целью переброски в весну 1930 г. соответствующих ресурсов в районы сплошной коллективизации.
4. Подкомиссию по вопросу о кадрах — в составе т. Ежова (председа
тель), Троцкого (Отдел по работе в деревне ЦК ВКП(б)13), Темкина (Кол
хозцентр), Полонского (ВЦСПС), Запольского (Хлебоцентр), Вольфа (Гос
план СССР), Родионова (Политуправление РККА14).
Подкомиссии исходить из необходимости из числа мобилизуемых работников обеспечить посылку в районы сплошной коллективизации относительно большей части работников, пересмотреть специально для этих районов всю систему краткосрочного обучения кадров колхозников к весенней и осенней посевной кампании. В частности, разработать вопрос о массовой посылке кол-
36

лективистов из вновь коллективизирующихся районов в старые колхозы, об организации в старых колхозах специальных курсов для них и о мобилизации работников из старых колхозных кадров для работы в новых колхозах.
5. Подкомиссию по вопросу о способах мобилизации крестьянских средств —
в составе т. Голендо (председатель), Петрова (Колхозцентр), Ронкина (НКЗем
РСФСР), Гольдина (Хлебоцентр), Когановича (ЦСХБанк15), Валовникова
(Колхозцентр), Пальчинского и Лившица (НКФ СССР), Виткина (Сельхоз-
снабжение16).
6. Подкомиссию по вопросу о типах хозяйств в районах сплошной коллек
тивизации — в составе т. Гринько (председатель), Каминского (Колхоз-
центр), Клименко (НКЗем РСФСР), Вольфа (Госплан СССР), Рыскулова
(СНК РСФСР), Коросташевского (ВСНХ РСФСР), Беленького (Хлебо
центр).
7. Вопрос о темпе коллективизации и развертывании ее по годам поручить
проработать правлению Колхозцентра.
При проработке вопроса правлению примерно исходить из той установки, что сплошная коллективизация в основных зерновых районах должна быть закончена в 2 — 3 года и в остальных районах в основном к концу пятилетки, причем в последнем случае не исключается возможность оставить известный резерв, выходящий за пятилетие.
8. Подкомиссию по культурным вопросам — в составе т. Стецкого (пред
седатель), Мальцева (Свердловский университет), Эпштейна и Голышева
(НКПрос РСФСР), Темкина (Колхозцентр).
9. Поручить правлению Колхозцентра выработать проект постановления
по вопросу о перевыборах правлений колхозов и представить на рассмотрение
комиссии.
И1*. На 14 декабря с. г. в 7 час. вечера назначить заседание председателей подкомиссий с обсуждением выработанных подкомиссиями предложений. Заседание подкомиссии в целом назначить на 16 декабря в 7 час. вечера.
Председатель Яковлев РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 40. Л. 5—5 об. Заверенная копия.
1 'Пункт 10 в тексте отсутствует.
№ 4
Предложения подкомиссии под председательством секретаря МК ВКП(б) К.Я.Баумана о колхозах и кулаке в районах сплошной коллективизации по проекту постановления
Не позднее 14 декабря 1929 г.
Все ширящийся и растущий процесс коллективизации сельского хозяйства характеризуется: во-первых, ростом материальной базы в лице современной техники; во-вторых, вовлечением в колхозы не только бедноты, но и основных масс среднего крестьянства, колхозное движение стало бедняцко-серед-няцким движением; в-третьих, бурным и все нарастающим темпом колхозного строительства. Целыми селениями, районами, округами крестьянство могучей лавиной переходит от индивидуальных, косных и отсталых форм хозяйствования к крупному общественному хозяйству. В-четвертых, резким обострением классовой борьбы в деревне. Исход этой борьбы, несмотря на бешеное сопротивление кулачества, предрешен. Сила кулака слабеет, его хозяйственный
37

и политический авторитет падает. Сила пролетариата и бедноты, его союз со средним крестьянством на основе развертывания новых форм производственной смычки крепнет. Хозяйственный авторитет совхозов и колхозов в деревне растет.
Бурно развивающийся процесс социалистической реконструкции сельского хозяйства есть наиболее мощное выражение победоносного наступления социализма на капиталистические элементы деревни. Выкорчевываются корни капитализма. Кулак, как экономическая категория, обречен на уничтожение в кратчайший исторический срок. И чем скорее, тем лучше — тем меньше накладных расходов в деле социалистического преобразования страны.
Огромные уже достигнутые нами успехи позволяют взять прямой курс на уничтожение классов в нашей стране. Если в первый период нэпа мы при падении удельного веса капиталистических элементов во всем народном хозяйстве все же имели их абсолютный рост, в особенности в деревне, то теперь мы вступили в период не только относительного, но и абсолютного сокращения кулацко-капиталистических элементов.
В районах сплошной коллективизации мы можем и должны поставить вопрос борьбы с кулачеством по-новому. Опираясь на сплочение бедняцко-се-редняцких масс, подавляющего большинства крестьянства, вокруг колхозного строительства, мы можем поставить вопрос об экспроприации всех средств производства у кулачества, о передаче их в неделимый фонд колхозов, тем самым нанося решительный и сокрушающий удар остаткам капитализма в этих районах. Мы достигаем этим экономического разоружения кулака. Мы как бы взрываем мосты возврата к прошлому — к существующему рядом с колхозом индивидуально-кулацкому сектору, продолжающему через десятки и сотни каналов свое влияние на колхозников, не говоря уже о прямой борьбе.
Совершенно ясно, что этот процесс раскулачивания, экспроприации кулачества в условиях сплошной коллективизации, глубоко отличен от раскулачивания в период военного коммунизма, когда кулацкий инвентарь распылялся по индивидуальным крестьянским дворам и не уничтожалась самая основа роста капиталистических элементов. Передачей кулацкого инвентаря в неделимый колхозный фонд мы не понижаем, а повышаем эффективность его использования, все большим обобществлением средств производства крестьянских хозяйств, вступивших в колхозы, мы добиваемся исключения возможности дальнейшего роста капиталистических элементов.
Было бы, конечно, глупой иллюзией воображать, что при организации районов сплошной коллективизации и при экспроприации кулачества классовая борьба в этих районах исчезает. Потребуется еще ряд лет для систематической и упорной переделки экономики крестьянских хозяйств, объединенных в колхозы, для превращения самого колхоза в действительно крупное общественное хозяйство на базе современной техники, для превращения колхоза в предприятие последовательно социалистического типа, сомкнувшегося со всей системой социалистического хозяйства страны.
Потребуется ряд лет для переделки индивидуалистической природы мелкого хозяйчика, для его перевоспитания, для искоренения всяких рецидивов к индивидуальному хозяйству и капиталистических извращений в самом колхозном строительстве.
Классовая борьба имеется и будет проявляться еще на определенный период и в самих колхозах, борьба между социалистической и капиталистической тенденциями.
Важнейшей задачей в связи с этим является все большее укрепление бат-рацко-бедняцкой опоры в колхозах, усиление руководства партии и советов
38

колхозным движением, всемерная помощь городских фабрично-заводских пролетариев, выдвижение и подготовка коммунистических кадров для колхозного строительства и т.п. и вместе с тем удаление из колхозов, очистка их от тех классово чуждых элементов, которые тормозят и вредят строительству колхозов.
В области экономической необходимо принять все меры, обеспечивающие более быстрый рост неделимых фондов и обобществления всех основных отраслей с/х производства. Эта переделка экономики колхоза и психики колхозников является одной из форм дальнейшего наступления пролетариата, ведущего к стиранию граней между рабочим фабрик, заводов и совхозов и трудящимся колхозником.
В конечном счете исчезает грань между рабочим и крестьянином, ставшим членом социалистической производственной ассоциации.
Итак, экспроприацией кулака в районах сплошной коллективизации уничтожается кулак как экономическая категория, систематической работой по переделке колхозов в предприятия последовательно социалистического типа при все большем усилении ведущей роли промышленности и пролетарского руководства уничтожается в конечном итоге грань между фабрично-заводским пролетариатом и крестьянином. Таков грубый и схематичный абрис процесса уничтожения классов, того процесса, к которому мы вплотную подошли в связи с бурным размахом индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства.
В этом свете как на форму борьбы с кулачеством недостаточно уже указания на недопущение кулака в колхоз и его очистку оттуда. Жизнь ставит перед нами вопрос о ликвидации, уничтожении капиталистических элементов в кратчайший исторический срок. Как новая форма борьбы ставится вопрос о «раскулачивании» в новых условиях. Не размежевание классов, а их уничтожение — такова наша установка. Вместе с тем ставится вопрос о том людском составе, который теперь занят в кулацких хозяйствах. Если взять по всей стране, то этот состав будет исчисляться не менее 5 — 6 млн населения.
Здесь мы должны исходить из следующих положений: 1) из враждебности этого кулацкого слоя населения социалистическим порядкам, 2) из возможности заставить часть кулачества силой пролетарской диктатуры, опирающейся на основное большинство деревни, подчиниться и лояльно относиться к делу социалистического преобразования страны.
Уклоном от правильной партийной линии явились бы как недооценка сил классового врага — кулака, так и переоценка этих сил и недооценка собственных.
Если мы кулака экспроприировали, мы, обезоружив его в основном экономически, не обезоружили его еще политически, не отняли у него, хотя и весьма резко подорвали, возможность враждебно влиять на отдельные прослойки крестьянства, использовать против нас те или другие колебания, присущие середняцкой массе крестьянства. Даже экспроприировав кулака, мы должны вести систематическую борьбу против всякого рода его попыток объединить или возглавить ту или другую группу крестьянства.
Очевидно безнадежно пытаться разрешить «кулацкую проблему» выселением всей массы кулацкого населения в отдаленные края или тому подобными мероприятиями. Наша тактика должна быть дифференцирована.
Мы должны, во-первых, арестовать или выслать те кулацкие элементы, которые оказывают активное сопротивление вновь установленным социалистическим порядкам, которые ведут контрреволюционную, подрывную работу.
39

Во-вторых, выселить (переселить) тех кулаков, кто хотя и менее активно, но все же оказывает сопротивление, отказывается подчиняться порядкам сплошной коллективизации.
В-третьих, использовать, по всей вероятности, большинство кулацкого населения как рабочую силу в колхозах, не давая, однако, на первых порах им членских избирательных прав (ни пассивного, ни активного), а установив определенный срок испытания (примерно 3 — 5 лет). Само собой разумеется, что при попытках вредительства или разлагающей работе такой кулак или подкулачник должен быть удален из колхоза. В случае же добросовестной работы в течение указанного срока бывшие кулаки получают избирательные права, становятся полноправными членами колхозов.
Можно ли рассчитывать на успех такой дифференцированной в отношении кулака тактики? Очевидно, да. Давление силы пролетарской диктатуры, сплоченного бедняцко-середняцкого блока, успехов социалистического строительства настолько огромно, что экспроприированный кулак в значительной мере вынужден будет подчиниться нашим порядкам, проявлять по отношению к нам лояльность, ибо размах сплошной коллективизации настолько огромен, что все выпуклее выявляется историческая бесперспективность кулацкого хозяйства.
Без каких бы то ни было иллюзий насчет врастания кулака в социализм, но в полной убежденности, что в порядке классовой борьбы мы в кратчайший срок сокрушим главный оплот враждебных классовых сил — кулачество, уничтожим остатки капитализма в нашей стране, выкорчуем корни капитализма, уничтожим классы — мы должны развертывать могучим темпом колхозное строительство.
Исходя из этих соображений, мы предлагаем:
1. Проводить в районах сплошной коллективизации на основе постанов
лений сельских сходов и местных съездов советов экспроприацию всех
средств производства кулацких хозяйств и их передачу в неделимый фонд
колхозов.
2. Высылать и выселять по постановлению сельских сходов и сельсоветов
те кулацкие элементы, которые оказывают активное сопротивление установле
нию новых порядков ведения сельского хозяйства на социалистических нача
лах.
3. Включить в состав колхозов как рабочую силу без предоставления в
ближайшие годы избирательного как активного, так и пассивного права тот
людской состав из экспроприированных кулацких хозяйств, который со
гласен подчиниться и добросовестно исполнять все обязанности члена кол
хоза.
Считать возможным предоставление по истечении определенного, установленного колхозными объединениями срока (примерно 3 — 5 лет) в случае добросовестного выполнения своих обязанностей избирательных прав бывшим кулакам и включение их в состав полноправных членов колхоза.
Беспощадно изгонять из колхоза те классово чуждые элементы, которые вредят колхозному строительству, без всякой компенсации их из средств колхоза.
По поручению подкомиссии
Каминский, Рыскулов, Клименко,
Беленький, Бауман
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 40. Л. 58-53. Копия.
40

№ 5
Докладная записка секретаря Средне-Волжского крайкома ВКП(б) М.М.Хатаевича Я.А.Яковлеву и председателю Колхозцентра Г.Н.Каминскому о темпах колхозного строительства в крае
Не позднее 14 декабря 1929 г.1* г. Самара
Копия: Отделу [по работе в] деревне ЦК ВКП(б) для комиссии Политбюро по вопросу о порайонных планах коллективизации2*.
Размах колхозного строительства в Средне-Волжском крае за последний год, особенно за последние месяцы, характеризует колхозное движение нашего края как массовое движение, основанное на самодеятельности и идущей снизу инициативе бедняцко-середняцких масс. Этот широчайший размах колхозного строительства края характеризуется следующими данными: на 1 января 1929 г. удельный вес коллективизированного населения по официальным отчетным данным составлял 2,7%, на 1 августа — 9,3%, на 1 октября — 14% и по официальным данным на 1 ноября — 25%. Однако эти данные являются значительно не полными. В действительности, колхозами в настоящее время охвачено не менее 35% всего населения края. Наряду с общим массовым движением за последние месяцы имеет место огромный рост крупных колхозов, охватывающих целые селения и группы селений.
Данные о росте крупных колхозов следующие: на 1 мая 1929 г. по краю было 22 крупных колхоза, на 1 августа — 29, на 1 сентября — 45, 1 ноября — 150 и на 25 ноября — 236, с количеством дворов в 96 900 на 15 ноября вместо 3917 дворов на 1 января 1929 г. Общая земельная территория по крупным колхозам составляет 1232 тыс. га.
Сплошной коллективизацией охвачен в настоящее время 31 район края: в Самарском окр. Чапаевский район — 95%, Екатериновский — 60%, Кинель-ский — 63%, Борский — 65%, Больше-Глушицкий — 65%, Спасский — 60%; в Бугурусланском окр. Кинель-Черкасский — 50%, Абдулинский — 60%, По-номаревский — 45%, Челно-Вершинский — 90%, Сергиевский — 40%; в Оренбургском Оренбургский район — около 50%, Краснохолмский — 60%, Петровский — 50%, Ново-Покровский — 60%, Буртинский — 43%; в Ульяновском окр. Кошкинский район — 60%, [Ново-]Малыклинский — 55%, Ме-лекесский — 50, Поповский — 50%; в Сызранском окр. Ново-Спасский район — 50%, Сызранский — 40%, Кузоватовский — 40%, Шигонский — 70%; в Кузнецком окр. Барановский район — 96%, Кулаткинский — 80%, Павловский — 60%; в Пензенском окр. Лунинский — около 90%, Мокшанский — 45%; в Мордовской обл. Кочкуровский район — 40%, Ковылкинский — 50%.
По данным на 25 ноября —1 декабря Самарский окр. в целом охвачен колхозами в размере 53%, Сызранский — 35%, Бугурусланский — 40%, Оренбургский окр. — свыше 30%.
Наряду с общим ростом колхозного строительства организуются и крупные специализированные колхозы: в Пензенском окр. — Лунинский коноплеводческий колхоз с площадью в 20 440 га, в Бугурусланском — Пономарев-ский зерноколхоз на площади в 50 тыс. га и Абдулинский в 24 тыс. га, в Оренбургском окр. — овцеводческий колхоз на площади 20 тыс. га, в Сызранском и Самарском окр. — садово-огородные и ряд других крупных колхозов-комбинатов.
Товарность колхозов значительно выше, чем в индивидуально-крестьянском секторе. В 1929 г. общая товарность сельского хозяйства края равнялась 18,7%, по колхозам — 25,9%. В хлебозаготовительном плане удельный вес
41

колхозов составляет 11,2%; колхозы на 5 декабря 1929 г. сдали 79,621 т зерна, или 114,7% задания.
Краевым комитетом партии поставлена перед всей партийной организацией задача сплошной коллективизации края в ближайшие год —полтора, причем охват коллективизацией должен быть доведен не ниже 50% в течение весенней посевной кампании. Наряду с этим поставлена задача сплошной коллективизации трех левобережных округов с охватом в них 80% всех хозяйств в ближайшие месяцы. Эти задачи являются вполне реальными и выполнимыми.
Для разрешения поставленных задач крайкомом проводится ряд практических мероприятий. Крайком мобилизует 300 ответственных работников, из которых 60 чел. краевого и 240 чел. окружного актива, для работы в качестве руководителей крупных колхозов и кустовых объединений. Из членов окруж-комов должно быть мобилизовано не менее 25% и членов крайкома — не менее 15%. Кроме того, в каждом районе должно быть выделено не менее 5 ответственных работников для непосредственной работы в колхозах и кустовых объединениях. В общей сложности мобилизация должна дать не менее 1 тыс. чел. Мобилизация должна быть закончена к 15 декабря; мобилизуемые должны быть пропущены через специальные краткосрочные курсы.
Профорганизации края мобилизуют, кроме этого, 400 чел. рабочих-активистов, по преимуществу, с производства, на постоянную работу в колхозы.
Наряду с мобилизацией на постоянную работу крайком выделяет 500 чел. на проведение весенней посевной кампании и организует посылку свыше 300 рабочих бригад.
Учитывая крайнюю недостаточность руководящих работников и специалистов сельского хозяйства, крайком принял ряд мер по усилению края специалистами. Из бедняцкого актива деревни в качестве помощников агрономов (зауряд-агрономы) предполагается подготовить, пропустив через с/х практикумы, в течение 1,5 года 800 чел. Реорганизовать не менее 15 ШКМ в сторону приспособления их для подготовки техников с/х производства (бригадиров, десятников и т.д.). Организуется ряд краткосрочных курсов (1,5 —2-месячные), которые должны пропустить к началу весенней посевной кампании 80 чел. зав. райзу, 200 агрономов, около 300 практических руководителей колхозов. Приняты меры к ускорению выпуска учащихся средних и высших с/х учебных заведений края.
На осуществление всех этих мероприятий затрачивается свыше 2,5 млн руб., из которых около 1 млн за счет местного бюджета.
Для укрепления технической и материальной базы колхозов крайком принял ряд мер по мобилизации средств самого населения. В качестве практической задачи принято решение о сборе, на покупку тракторов и механизацию хозяйства колхозов, задатков в сумме не менее 12 млн руб. к июню 1930 г. Также приняты меры к развитию дополнительного экспорта для импорта тракторов в сумме не менее 5 млн руб.
Помимо этого, население края должно вложить собственных средств в обобществленное производство до 50 млн руб.
Однако все эти мероприятия далеко не обеспечивают нужды края. Необходима помощь со стороны центра, а именно:
1. Командировать из числа 25-тысячников17, мобилизуемых на колхозное
движение по решению пленума ЦК ВКП(б)3*, 2 тыс. чел.; кроме того, коман
дировать коммунистов не ниже окружного и районного масштаба, 500 чел.,
для работы в колхозах и кустовых объединениях.
2. При распределении оканчивающих в этом году центральные с/х вузы
направить в Средне-Волжский край не менее 100 агрономов и 25 зоотехников.
42

3. Имея в виду, что в колхозной системе края находится всего 1253 трак
тора, из которых около 50% в самое ближайшее время должны выбыть из
строя вследствие их изношенности (трактора завоза 1923, 1924 и 1925 гг.) и
ввиду того, что намеченный завоз тракторов в количестве 336 даже не по
крывает амортизации наличного тракторного хозяйства колхозов, необходимо
увеличить в этом году завоз тракторов в край в количестве не менее 2500
шт., как за счет дополнительного импорта, так и перераспределения союзного
производства тракторов. В ближайшие два года завезти в край для колхозов
не менее 18 — 20 тыс. тракторов. Наряду с завозом тракторов необходимо
производить и завоз автотранспорта, в частности, в 1930 г. необходимо за
везти в край не менее 500 грузовых и 300 легковых автомобилей. Немедленно
пересмотреть план завоза с/х инвентаря в стороны общего его увеличения,
и, главным образом, увеличения доли прицепного тракторного и крупного
конного с/х инвентаря.
4. Утвержденный центром план финансирования сельского хозяйства края
в размере 34 млн руб., в том числе и финансирование совхозов Зернотреста18
(5 млн руб.), даже при намеченной мобилизации средств населения, не обес
печивает самых минимальных потребностей сельского хозяйства, в особеннос
ти колхозного сектора. Необходимо пересмотреть план финансирования сель
ского хозяйства в сторону его общего увеличения, обеспечив достаточное фи
нансирование животноводства, в особенности в связи с недородом в ряде ок
ругов края, а также финансирования на индустриальные установки, на пере
работку с/х сырья, в особенности в округах, аграрно перенаселенных и
имеющих значительные сырьевые ресурсы, хозяйственное жилищное стро
ительство в колхозах и т.д., в общей сложности с 34 млн до 70 — 75 млн руб.
Финансирование должно полностью обеспечить развертывание плана стро
ительства предприятий по переработке конопли, картофеля, молочных про
дуктов, строительства беконных фабрик, силосных установок и других про
мышленных комбинатов.
5. Сеть с/х учебных заведений, как низших, так и высших, и их про
пускная способность не обеспечивают и десятой доли потребности края в спе
циалистах. К тому же материальная база существующих с/х учебных заве
дений является далеко не удовлетворительной. Необходимо с предстоящего
учебного года открыть в Средне-Волжском крае новый с/х вуз и расширить
сеть с/х техникумов не менее чем на три по краю, обеспечив их ассигнова
ниями средств из госбюджета. Вновь открытые при СХИ факультеты (кол
хозный и совхозный) должны быть немедленно включены в смету по госбюд
жету, иначе создается угроза их закрытия. Наряду с этим должны быть обес
печены надлежащие оборудование и снабжение учебными пособиями СХИ и
техникумов.
6. При увеличении зяблевой вспашки против прошлого года на 1250 тыс. га
по краю задача расширения ярового клина на 17% требует, благодаря недороду
в ряде районов Оренбургского, Самарского и Бугурусланского окр., обязательной
государственной семенной помощи в размерах не менее 600 тыс. ц.
7. Мобилизация необходимых кадров работников для колхозов требует
значительных средств, что непосильно местному бюджету и кооперативным
организациям и учреждениям края. Необходима помощь центра в размере не
менее 2,5 млн руб. для переброски, оплаты труда и подготовки мобилизуе
мых кадров.
Эти мероприятия обеспечат проведение сплошной коллективизации края к январю 1931 г. В настоящее время крайзу и крайколхозсоюз разрабатывают план более глубокой реконструкции всего сельского хозяйства края в связи с
43

его сплошной коллективизацией. Эти данные будут представлены дополнительно.
Ответственный секретарь краевого комитета партии ВКП(б) М.Хатаевич
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 40. Л. 174-169. Подлинник.
** Датируется по дате смежного документа дела (РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 40. Л. 181-175).
2* Имеется в виду комиссия Я.А.Яковлева.
3* Из резолюции ноябрьского (10—17 ноября 1929 г.) пленума ЦК ВКП(б) «Об итогах и дальнейших задачах колхозного строительства» — см.: КПСС в резолюциях... Т. 5. М., 1984. С. 34.
№ 6
Выступление Г.Н.Каминского на заседании комиссии о темпах коллективизации
14 декабря 1929 г.
Крым. В настоящее время в Крыму 41% коллективизированных хозяйств. Решением пленума обкома была поставлена задача сплошной коллективизации Крыма к весне 1931 г. К весне намечено план коллективизации довести до 60%. Я считаю, что эта задача слишком преуменьшенная. В этом году у них было 10%, они достигли 41%. При таком положении дела ставить задачу увеличения до 60% — значит явно недоучесть возможностей.
В таблицах кулацкие хозяйства вычеркнуты, так что речь идет только о бедняцких и середняцких хозяйствах.
Мы ставим задачу сплошной коллективизации Крыма к осени 1930 г.
Нижняя Волга. Сейчас средний процент коллективизации по Нижней Волге — по всему краю — 60%, в августе было процентов 14. В Хоперском окр. осенью было 13%, сейчас там 80%. Поэтому мне кажется, что Нижняя Волга в течение весны и осени будет коллективизирована. Расчеты по всем районам я дам дополнительно.
Северный Кавказ. Здесь намечается сплошная коллективизация в три кампании — весна, осень и весна 1931 г. Теперешний процент коллективизации — 35%, летом было около 15%. На весну они рассчитывают иметь около 50%. Терский окр. будет коллективизирован на 50%, Северная Осетия — на 100%.
Средняя Волга. На 1 ноября было процентов около 25, на 1 октября — 14%, на 1 августа было 9%. В настоящее время охвачено не менее 35% всего населения края. Сплошной коллективизацией охвачен в настоящее время 31 район. В Самарском окр. Чапаевский район — 95%, Екатериновский — 60%, Кинельский — 63%, Борский — 65%, Больше-Глушицкий — 65%, Спасский — 60%. В Бугурусланском окр. [Кинель-]Черкасский — 50%, Абдулин-ский — 60%, Пономаревский — 45%, Челно-Вершинский — 90%, Сергиевский — 40%; в Оренбургском Оренбургский район — около 50%, Краснохолмский — 60%, Петровский — 50%, Ново-Покровский — 60% и т.д. Все эти данные имеются в записке т. Хатаевича1*.
В течение весенней посевной кампании они ставят себе задачу охватить 50% посевной площади. Кроме того, поставлена задача сплошной коллективизации трех левобережных округов с охватом всех их на 85% хозяйств в ближайшие же месяцы.
44

Татреспублика. На лето коллективизировано было 5% хозяйств. Рост пошел особенно усиленно в последнее время за осень. Сейчас примерный процент коллективизации Татреспублики — 25%.
Я думаю, что Татреспублику надо включить в ту же группу, что и Северный Кавказ, то есть достигнуть сплошной коллективизации в три кампании — весна, осень и весна 1931 г.
Дагестан. Охват коллективизацией равнинной площади Дагестана такой, что может ставить задачу к весне коллективизировать всю равнинную площадь. Сейчас там охвачено коллективизацией не менее 60 — 70%. Но тут мы берем перестраховку и ставим вопрос о весне, осени и весне следующего года с тем, чтобы усиленно поработать, потому что, как известно, Дагестан сильно изменил свои границы и тут нужна некоторая осторожность.
ЦЧО. По ЦЧО мы намечаем коллективизацию к осени 1931 г., то есть в четыре кампании. В такое же положение ставится и Урал. В ЦЧО есть Льговский окр. (свеклосевный), который уже сплошь коллективизирован. В Тамбовском окр. коллективизировано сейчас около 60%. В ЦЧО сейчас не меньше 15 районов сплошной коллективизации. По ЦЧО можно было бы наметить такой же план, как и по Северному Кавказу, но мы несколько придерживаем и оставляем четыре кампании.
То же самое и с Уралом, но я считаю, что положение с Уралом мы недоучитываем. Это первый район, где началась сплошная коллективизация. Он ставит задачу четыре округа сплошь коллективизировать в самое ближайшее время. Эти районы сплошной коллективизации не чисто зерновые, а смешанные — зерновые и животноводческие. Лопатинский район интересен в том отношении, что сейчас в этом районе в артелях-коммунах идет не только обобществление рабочего скота и посевных площадей, но и всего животноводства. Это же идет и по району Шатровских коммун. Коллективизацией там охвачено не менее 80% всего района.
Я считаю, что в Урале надо брать тот же темп, как и на Северном Кавказе, но так как там есть районы, которые с трудом можно так быстро охватить (северный район), мы взяли срок окончания коллективизации к 1931 г., хотя надо сказать, что в основном по району, за исключением нескольких частей, коллективизация, несомненно, будет закончена в три кампании.
К весне 1932 г., то есть в пять кампаний, мы ставим себе задачу коллективизировать Казахстан, Башреспублику, Московскую обл., Нижегородскую обл. и Чувашскую обл.
Особый интерес представляет коллективизация Нижегородской обл. Там коллективизация идет по линии сложных форм, причем развитие этих сложных форм идет по линии животноводства. Нижегородская обл. ставит себе задачу коллективизации Вотской обл. в течение трех посевных кампаний. В целом я думаю, что округа Нижегородской обл. пойдут так же, как идет коллективизация на Урале, то есть в четыре кампании, но имея в виду районы кустарного типа, лесные районы и проч., мы ставим срок к весне 1932 г.
Что касается Сибири, то данных мы еще не получили, и Сибирь обещает дать материалы не ранее, чем к концу декабря. Сибирь является пионером в организации крупных колхозов, но в последнее время чувствуется какая-то задержка. Я не хочу сказать, что темп Сибири приостановился, но что она не идет такими быстрыми шагами, как, например, Нижняя Волга — это несомненно. Этот темп будет относиться, например, как 1:18, 1:20.
По Московской обл. темп коллективизации мы согласовали с Московским комитетом и ставили такую же задачу, как и перед Нижегородской обл., то есть закончить коллективизацию к весне 1932 г. Нужно указать на одно очень
45

серьезное затруднение. В бывшей Калужской губ. большинство рабочих связано с деревней и они являются самым реакционным элементом в отношении коллективизации.
Чувашскую обл. мы выделили особо, там коллективизация идет довольно энергично, но несмотря на это, мы отчислили ее к группе, заканчивающей коллективизацию к весне 1932 г.
Следующая группа выходит за конец пятилетки — это ДВК, Иваново-Вознесенская обл., Ленинградская обл., Северный край, Бурято-Монгольская республика и Карелия. Ошибка может быть только в отношении Карелии, она может пойти впереди, но имея в виду отсутствие точных данных, мы оставили ее в группе, выходящей за пятилетие.
По союзным республикам. Правобережная Украина закончит коллективизацию осенью 1931 г., Левобережная — весной 1932 г. К осени 1933 г. уровень коллективизации Белоруссии и ЗСФСР достигнет 80%, имея в виду, что часть останется на конец пятилетия.
Средняя Азия. Наметка Среднеазиатского крайкома сводится к тому, чтобы к концу пятилетия коллективизировать на 50%. Я считаю, что положение явно недоучитывается, тем более, что на хлопковые районы мы должны поднажать, потому что эти районы, по сути говоря, не использованы для введения коллективизации. По Средней Азии мы намечаем 75%.
Вообще, в 1929/30 г. намечается не менее 400 районов сплошной коллективизации. Если брать за показатель коллективизацию от 30% и выше, то в настоящее время у нас имеется не менее 200 районов сплошной коллективизации. Если брать от 60%, то не менее 150 административных районов.
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 40. Л. 73-72. Копия.
'* См. док. № 5.
№ 7
Предложения подкомиссии Г.Н.Каминского по проекту постановления ЦК ВКП(б)
14 декабря 1929 г.
1. Признать, что переход крестьянских хозяйств к коллективным формам
земледелия завершится в течение пятилетия во всех областях, за исключением
некоторых районов Средней Азии, Закавказья, Якутии, северной полосы Си
бири и некоторых районов Северного края.
2. По отдельным областям проведение сплошной коллективизации намеча
ется в следующие сроки:
к осени 1930 г. — Крым, Нижняя Волга;
к весне 1931 г. — Северный Кавказ, Средняя Волга, Татреспублика,
Дагестан (равнинная часть);
к осени 1931 г. - ЦЧО, Урал;
к весне 1932 г. — Сибирь, Казахстан, Башкирия, Московская обл.,
Нижегородская обл., Чувашская обл.;
к осени 1933 г. — ДВК, Западная обл., Киргизия,
Ивано-Вознесенская обл., Ленинградская обл.,
Северный край, Бурят-Монголия, Карелия.
3. По союзным республикам:
к осени 1932 г. — Украина (Степь — осень 1931 г.,
Левобережная Лесостепь — весна 1932 г.);
46

к осени 1933 г. — Белоруссия, Закавказье (80%),
Средняя Азия (75%).
4. Определить по СССР с 1929/30 г. организацию не менее 400 районов сплошной коллективизации, из которых по РСФСР — 300 и в остальных союзных республиках — 100. В числе районов сплошной коллективизации — 30 округов сплошной коллективизации.
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 40. Л. 41. Копия.
№ 8
Докладная записка секретаря обкома ВКП(б) ЦЧО И.М.Варейкиса Я.А.Яковлеву о сплошной коллективизации округов ЦЧО
15 декабря 1929 г.
В связи с усилением темпа коллективизации бедняцко-середняцких хозяйств для ближайших двух лет поставлена задача полностью охватить колхозами и, в частности, в настоящем 1929/30 г. процент коллективизируемого населения в целом по области довести до 64,5%.
К настоящему моменту процент коллективизации в среднем по области определяется 16,7; охват же коллективизацией крестьянских хозяйств по отдельным округам характеризуется следующими цифрами (в процентах): Белгородский — 16,7; Борисоглебский — 13,1; Елецкий — 8,7; Курский — 5,5; Козловский — 12,7; Орловский — 11.41*; Острогожский — 32,0; Льговский — 62,4; Старо-Оскольский — 8,1; Россошанский — 25,02*; Тамбовский — 9,9; Усманский — 14,2.
В соответствии с приведенными размерами коллективизации, особенностями развития сельского хозяйства, наличием промышленных предприятий, действующих и находящихся в стадии организации пунктов по механизации тяговой силы в крестьянском хозяйстве, размер коллективизации в каждом округе для настоящего года намечается следующий:


ССЫЛКА_НА_ИЗОБРАЖЕНИЕ


Округа
Вся земельная площадь, в га
Процент коллективизации
Коллективизируемая площадь, в га
Белгородский
967 580
60
497 790
Борисоглебский
1 462 650
90
1 316 385
Елецкий
1 595 010
45
717 755
Козловский
1 296 760
50
648 380
Курский
1 294 540
40
517 816
Льговский
918 610
95
872 679
Орловский
1 688 820
50
844 410
Острогожский
1 489 600
90
1 340 640
Россошанский
1 662 920
90
1 856 628
Старо-Оскольский
1 177 270
40
470 908
Тамбовский
1 834 210
65
1 192 237
Усманский
1 394 930
60
836 958
Итого
17 182 900 (16 782 900)
64,5
11 098 586 (11 112 586)
В отношении очередности выполнения поставленного задания по отдельным округам устанавливаются следующие сроки, приуроченные к проведению осенних и весенних с/х кампаний:
47

1. Для Льговского, Острогожского и Россошанского окр. к весенней посев
ной кампании 1930 г. — не менее 70%.
2. Для Тамбовского и Борисоглебского к осенней кампании 1930 г. — не
менее 75%.
3. Для остальных семи округов намеченные проценты к сплошной коллек
тивизации должны быть выполнены к осенней посевной кампании 1931 г.
В соответствии с выдвинутой задачей усиленной коллективизации пяти округов ЦЧО представляется безусловно необходимым к настоящему году увеличить главнейшие мероприятия организационно-технического порядка против объема их, запроектированного годовыми контрольными цифрами.
К таким мероприятиям относятся:
1. Землеустройство. Размер землеустроительных работ по этим пяти окру
гам контрольными цифрами определен [в] 1270 тыс. га. Объем дополнитель
ных землеустроительных работ определяется цифрой 3592,5 тыс. га, на что
потребуется 2868 тыс. руб. Эта дополнительная программа работ сводится к
внутрихозяйственному землеустройству: сверстыванию полей отдельных зем-
обществ, разбивке их на поля севооборота.
2. Огнестойкое строительство. Помощь населению в этом деле контроль
ными цифрами определяется в 180 тыс. руб., за счет которых предполагалось
оказать содействие к возведению огнестойких построек в 1 тыс. хозяйств. До
полнительно необходимо израсходовать на ту же цель 0,8 млн руб. из расчета
оказания помощи 5100 хозяйствам. Таким образом, огнестойким строительст
вом представится возможным охватить 6100 хозяйств, или 7,2% от общего
числа их, вовлекаемых в коллективизацию.
3. Водная мелиорация. По контрольным цифрам намечалось использовать
на эту цель 2,25 млн руб. Дополнительные работы определены в сумме
700 тыс. руб. — из расчета соорудить 146 прудов, 130 трубчатых колодцев,
1250 шахтных, провести осушение 6 тыс. га и регулирование рек на протяже
нии 12,8 км.
4. Тракторизация. К настоящему моменту в пяти округах имеется
1784 трактора, из них годных к работе — 1557 шт. По контрольным цифрам
предполагалось завезти 254 трактора. Дополнительный завоз определяется
цифрой 5332 шт. Таким образом, общее количество тракторов будет доведено
до 7143, при помощи которых можно будет обслужить механической тяговой
силой 1428 тыс. га, что составит от общей площади ее в коллективизируемых
хозяйствах 25%. Обработка последней площади обеспечивается наличной
живой тяговой силой из расчета около 9 га на лошадь. В общей сумме допол
нительный завоз 5332 тракторов и прицепных машин к ним (включая 300 ком
байнов) определится в сумме 20 млн руб.
Транспорт. Для обеспечения нормальной работы тракторных станций, колонн и отрядов необходимо будет организовать 44 ремонтные мастерские стоимостью 1,5 млн руб. Наконец, в целях быстрого обслуживания ремонтных мастерских и подвижного тракторного состава потребуется организовать механический транспортный парк в составе 88 легковых автомобилей, 706 грузовых машин грузоподъемностью от 0,5 до 2,5 т и для продвижения монтерского состава по полевому ремонту и техническому надзору 220 велосипедов. Организация автотранспорта потребует затрат в размере 3,5 млн руб.
5. Машиноснабжение. По контрольным цифрам машиноснабжение было
определено в размере 9,068 млн руб. Дополнительный завоз машин, главным
образом сложных уборочных, молотилок, триеров, исчислен в сумме 9,6 млн
руб. за счет госкредита и 5,843 средств населения, из расчета полностью ме
ханизировать все с/х процессы обработки земли и уборки урожая.
48

6. Из мероприятий по лолеводству необходимо будет усилить работу по
распространению сплошных сортовых посевов, для чего потребуется дополни
тельно сверх контрольной цифры на 1929/30 г. — 501 тыс. руб.
7. В области животноводства потребуется усиление ассигнований: 1) на
зоотехническую работу по крупному рогатому скоту, свиноводству и птице
водству, 2) мероприятия, способствующие обобществлению капиталов (скот
ные дворы и проч.). Размер обобществления по крупному рогатому скотовод
ству намечается провести для 50% поголовья при условии минимального улуч
шения содержания скота. Для 45 же тысяч голов проектируется построить
250 — 300 нормально оборудованных скотных дворов на 180 — 200 голов каж
дый.
Расходы по возведению новых и улучшению имеющихся помещений для крупного рогатого скота определяется в сумме 8,4 млн руб. На организацию мероприятий по свиноводству и птицеводству, включая расходы по строительству откормочных баз, инкубаторов и проч., потребуется 5,3 млн руб.
8. Дополнительно, главным образом, на увеличение установок по переработ
ке картофельного сырья, молока и мясных продуктов испрашивается 5 млн руб.
9. На расширение сети сельского электростроительства к годичной сумме
по контрольным цифрам в размере 1286 тыс. руб. необходимо доассигновать
1,03 млн руб.
10. Форсированные темпы коллективизации органически связаны с необ
ходимостью агрономического и ветеринарного обслуживания деревни. Допол
нительные затраты, главным образом, должны быть сделаны на усиление
оборудования агро- и ветпунктов, увеличение их пропускной способности и
отчасти на расширение этой сети. Эти дополнительные расходы определяются
[в] 0,9 млн руб.
Суммируя все дополнительные ассигнования для осуществления сплошной коллективизации в пяти округах области, получаем, что к ассигнованиям по контрольным цифрам в 1929/30 г. — 41 451,3 тыс. руб. — необходимо добавить 74 410 тыс. руб.
Из этой последней суммы 32,7 млн руб. должны быть отнесены за счет населения, в том числе на долю денежных товарных вложений приходится 26,2 млн руб. и 6,5 млн руб. в виде трудовых затрат. Остальные затраты в размере 41,7 млн руб. должны быть покрыты госвложениями.
Способы мобилизации крестьянских средств
Мобилизация средств населения должна производиться в трех направлениях: а) денежные сборы; б) сборы товарные; в) обобществление средств производства рабочего, продуктивного скота и т.д.
А. Денежные сборы могут быть собраны: 1. Как паевые взносы. 2. Специальные капиталы. 3. Авансы, займы и задатки под машины, индустриальные установки, транспорт и т.д.
Мобилизацию денежных средств необходимо приурочить, как правило, к периодам реализации продукции сельского хозяйства (хлебозаготовки, реализация продукции животноводства и т.д.).
Займы могут быть организованы как самой с/х кооперацией и колхозной системой, так и непосредственно промышленностью и транспортными организациями («тракторный», «автомобильный», «комбайный», «железнодорожный» и т.д. краткосрочные займы).
Денежные сборы должны составить, примерно, 10% от всех денежных доходов по реализации продукции сельского хозяйства.
49

Б. Товарные сборы могут быть произведены: 1. Путем отчисления от валового сбора урожая (по полеводству, по животноводству и т.д.). 2. Путем создания специальных экспортных фондов (товарами второстепенного экспорта).
Отчисления от валового сбора урожая должны составить, примерно, 5%. Отчисления от экспортного фонда должны составить не менее 50% от общей выручки.
Способы организации производства в колхозах
1. Основной предпосылкой создания колхозов при сплошной коллективи
зации должно быть стремление всемерного усиления процессов обобществле
ния с установлением для этого твердого минимума обобществления в зависи
мости от направления хозяйства колхоза. От всех колхозов полеводческого
направления надлежит требовать полного обобществления посева, рабочего
скота и инвентаря. Животноводческие колхозы, помимо этого, проводят обоб
ществление продуктивного и племенного скота.
Для колхозов остальных направлений (свеклосевная, плодоовощная и проч.) вводятся дополнительные нормы обобществления в соответствии со специальными задачами, стоящими перед этими колхозами. Помимо этого, все индустриальные установки, хозяйственные и жилые постройки, всякого рода капитальное строительство проводятся исключительно на базе обобществления.
2. Установка твердого минимума обобществления по дифференцированно
му признаку специального направления колхоза влечет за собой признание
преобладающей колхозной формой — артели, которая постепенно должна
будет вытеснить СОЗы.
3. Способами или формами организации производства в колхозах нужно
считать, в первую очередь, МТС и тракторные колонны, затем колхозные
кусты или специальные комбинаты-экономии в пределах микрорайонов. Даль
нейшей организационной ступенью колхозного производства должны стать
колхозные комбинаты районного масштаба.
О кулаке
1. Ни под каким видом нельзя допускать кулаков и чуждые элементы во
вновь организуемые колхозы, в массивы сплошной коллективизации и в мас
сивы машинно-тракторных станций.
2. В зависимости от местных конкретных условий к кулакам применять
меры выселения за пределы района или переселения на самые отдаленные,
худшие земли или отводить худшие по качеству земли в дальних полях сево
оборота коллективных хозяйств и районов сплошной коллективизации.
3. При выселении кулаков применять для них или отвод на отдаленных,
худших участках, или, оставляя их на худших по качеству землях в дальних
полях севооборота, не допускать, однако, образования кулацких поселков и
не применять к ним увеличения нормы земли за качество и расстояние послед
ней.
4. Злостных кулаков (вредителей) и не принимающих участие трудом в
обработке земли и т.д. лишать земли трудового пользования.
5. С особой тщательностью необходимо при регистрации в земорганах ус
тавов вновь организованных колхозов проверять социальный состав и, при на
личии в посемейно-имущественных списках кулацких элементов, не задержи
вая регистрации устава, исключать кулаков из состава в колхозах.
50

6. Как во вновь организуемых, так и в старых колхозах провести на общих собраниях колхозников или вступающих в колхозы пункт в уставах о недро-бимости земли колхозов при выходе или исключении членов колхоза.
О системе управления
1. При сплошной коллективизации считать необходимым произвести пере
смотр границ районов и сельсоветов в соответствии с экономическим микро
районированием .
2. Земельные органы реорганизовать таким образом, чтобы за ними оста
лись планово-инспекционные и организационные функции. Оперативные
функции должны быть переданы колхозсистеме и с/х кооперации. В связи с
этим участковая агрономия должна быть передана в колхозсистему, а аппарат
райзу должен быть укреплен.
О кадрах
1. Для минимального удовлетворения руководящими кадрами колхозов в
шести округах (перспектива на ближайший год) необходимо (грубо ориенти
ровочно) 800 руководителей кустовых объединений (крупные колхозы, эконо
мии); 800 техноруков; 800 организаторов; 800 счетоводов и до б тыс. агроста-
рост.
Примечание: Расчеты сделаны на 100 районов. Взято лишь низовое звено района, кустовое объединение, или крупный колхоз, или с/х производственная экономия (100 районов по восемь кустовых объединений в каждом).
2. Для удовлетворения потребности в техноруках надо взять 250 агроно
мов из агросети земорганов, 150 агрономов специальных систем и 400 техно
руков досрочно выпустить из последних курсов СХИ, с/х техникумов, школ
второй ступени с с/х уклоном.
3. Состав руководителей и организаторов кустовых объединений надо
будет укомплектовать за счет командируемых в ЦЧО индустриальных рабо
чих (500), уже имеющихся кадров и выдвижения новых, пропустив товари
щей через сеть краткосрочных курсов (месячные).
4. Аналогично разрешается проблема подготовки счетоводов и агростарост.
5. Что касается районных звеньев специальных систем, то усиление кадра
ми последних будет происходить за счет: а) 500 рабочих, присылаемых в счет
25 тысяч, б) 300 работников, переподготовляемых на курсах Союза союзов19
(всего 800, в среднем по 8 чел. на район).
6. В целях удовлетворения все более растущей потребности в агрономах,
землеустроителях, техниках, счетоводах, организаторах, способных руково
дить и возглавлять дело социалистической реконструкции сельского хозяйства
необходимо:

1) пересмотреть всю систему, программы и методы подготовки организато
ров крупного социалистического хозяйства (расширение сети, увеличение кон-
тингентов обучающихся, сокращение сроков обучения и проч.);
2) открыть колхозтехникумы в каждом из округов сплошной коллективи
зации;
3) организовать краткосрочные (цикловые) курсы переподготовки руково
дящего ядра колхозов при СХИ и ряде с/х техникумов;
4) расширить сеть школ второй ступени с с/х уклоном;
5) реорганизовать ШКМ и школы колхозного строительства;
6) организовать заочное обучение по вопросам колхозного движения среди
партийного, комсомольского и колхозного актива;
7) перебросить часть агрономов из областного и окружных центров в райо
ны;
51

8) установить обязательную стажировку для агрономов работы в районе,
крупном колхозе;
9) шире использовать учебу в Красной Армии для подготовки колхозного
актива;
10) мобилизовать индустриальных рабочих, длительные командировки от
ветственных партийцев в крупные колхозы и проч.
И.Варейкис РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 40. Л. 197-187. Подлинник.
** На 10 ноября 1929 г. коллективизировано 30% (Прим. док.). 2* На 10 ноября 1929 г. коллективизировано 22% (Прим. док.).
№ 9
Сведения НКЗема СССР о ходе коллективизации по округам
и краям СССР на 15 декабря 1929 г., составленные по сообщениям
секретарей окружкомов ВКП(б)







ССЫЛКА_НА_ИЗОБРАЖЕНИЕ


ССЫЛКА_НА_ИЗОБРАЖЕНИЕ


ССЫЛКА_НА_ИЗОБРАЖЕНИЕ


ССЫЛКА_НА_ИЗОБРАЖЕНИЕ


ССЫЛКА_НА_ИЗОБРАЖЕНИЕ


ССЫЛКА_НА_ИЗОБРАЖЕНИЕ


ССЫЛКА_НА_ИЗОБРАЖЕНИЕ


ССЫЛКА_НА_ИЗОБРАЖЕНИЕ


ССЫЛКА_НА_ИЗОБРАЖЕНИЕ









Не ранее
15 декабря 1929 г.1
№№
Наименование республик, краев и областей
Количество
Число районов, в которых вошло в коллективы от общего числа
округов
районов
до 15%
15-30%
30-50%
50-70%
70% и выше
I. По областям и республикам
1
Нижне-Волжский край в процентах
10
96 100
19 19,3
7 7,3
3 3,1
16 16,7
51 53,1
2
Средне-Волжская обл. в процентах
8
97 100
39 40,2
20 20,7
19 19,6
11 11,3
8 8,2
3
ЦЧО в процентах
10
147 100
48 32,6
39 26,5
33 22,4
И 7,7
16 10,8
4
УССР в процентах
36
510 100
294 57,6
119 23,3
59 11,6
24 4,8
14 2,7
5
БССР в процентах
8
100 100
48 48
ОО 00 CN CN
со со
7 7
4 4
6
Уральская обл. в процентах
14
168 100
67 39,8
45 26,8
30 17,8
11 6,7
15 8,9
7
Западная обл. в процентах
6
82 100
64 78
9 10,9
6 7,4
-
3 3,7
8
Московская обл. в процентах
9
117 100
89 76
15 12,9
10 8,5
1 0,9
2 1,7
9
Ивановская обл. в процентах
6
58 100
44 75,9
11 18,9
3 5,2
-
-
10
Нижегородский край в процентах
9
126 100
113 89,6
9 7,3
4 3,1


И
Северный край в процентах
5
58 100
54 93
3 5,3
1 1,7
-
-
12
Ленинградская обл. в процентах
6
107 100
98 91,6
9 8,4
-
-
-
13
Северо-Кавказский край в процентах
15
117 100
17 14,5
49 41,9
34 29,1
13 11,1
4 3,4
14
Сибирский край в процентах
17
205 100
164 80,1
27 13,1
7 3,4
5 2,4
2
1
52


Наименование республик, краев и областей
Количество
Число районов, в которых вошло в коллективы от общего числа
округов
районов
ДО
15%
15-30%
30-50%
50-70%
70% и выше
15
Казахская АССР в процентах
И
156 100
71 45,5
41 26,2
29 18,6
12 7,7
to со
16
Узбекская ССР в процентах
10
65 100
42 64,6
17 26,2
5
7,7

1
1,5
17
Дагестанская АССР в процентах

28 100
21 75
4 14,3
1 3,5
2
7,2
-
18
Армянская ССР в процентах

31 100
29 93,6
2 6,4
-
-
-
19
Азербайджанская ССР в процентах
-
62 100
57 91,9
4 6,6
1 1,5
-
-
20
Туркменская ССР в процентах
3
33 100
27 82
1 3
4 12
1 3
-
21
Крымская АССР в процентах
-
10 100
-
2 20
4 40
3 30
1 10
Итого по СССР в процентах

2373
1405 59,2
461 19,4
266 11,2
117 4,9
124 5,3
И. По округам и областям республик
Нижне-Волжский край
10

1
Астраханский

10
10




2
Хоперский

10




10
3
Пугачевский

9




9
4
Балашовский

10



6
4
5
Вольский

9

_


9
6
Камышинский

7


2
2
3
7
Калмыцкая [авт.] обл. (Элиста)

8
6
2



8
Сталинградский

И
3
5
1

2
9
Саратовский

10




10
10
Немцев Поволжья (Покровск)

12
-

-
8
4

Итого по области

96
19
7
3
16
51

То же, в процентах

100
19,8
7,3
3,1
16,7
53,1
Средне-Волжская обл.
9

1
Ульяновский

13
5
4
1
2
1
2
Самарский

16

3
7
5
1
3
Мордовский (Саранск)

23
18
3
2


4
Бугурусланский

12
2
4
6


5
Сызранский

8

2
2
2
2
6
Кузнецкий

11
3
2
1
1
4
7
Бузулукский

1



1

8
Пензенский

13
И
2



9
Оренбургский








Итого по области

97
39
20
19
11
8

То же, в процентах

100
40,2
20,7
19,6
11,3
8,2
53


Наименование республик, краев и областей
Количество
Число районов, в которых вошло в коллективы от общего числа
округов
районов
до
15%
15-30%
30-50%
50-70%
70% и выше
цчо
12

1
Белгородский

9

2
5

2
2
Борисоглебский

13
4
3
4

2
3
Воронежский

15
7
4
3
1

4
Елецкий

20
14
4
2
_

5
Козловский

16
6
6
2
2

6
Курский



_



7
Льговский

И

1
3

7
8
Орловский

16
6
5
2
3
_
9
Острогожский

14
2
5
4
_
3
10
Тамбовский

17
6
6
3
2

11
Россошанский

16
3
3
5
5
2
12
Старо-Оскольский



_
_
_


Итого по области

147
48
39
33
11
16

То же, в процентах

100
32,6
26,5
22,4
7,7
10,8
УССР
40

1
Артемовский

12
11
1



2
Белоцерковский


_




3
Бердичевский

12
5
6

1

4
Винницкий

14(13)
7
4
_
2

5
Волынский2*




_

_
6
Глуховский

11
11




7
Днепропетровский

18
4
10
4


8
Запорожский

12
6
4
2
_

9
Зиновьевский

15
1
2
9
2
1
10
Изюмский

9
8
1



11
Каменецкий

13
И
1


1
12
Киевский

21
21




13
Конотопский

13
13




14
Коростенский

12
12




15
Кременчугский

14
10
4



16
Криворожский

10

6
4

_
17
Купянский

12
10
2



18
Лубенский

16
14
2



19
Луганский

12
7
3
1
1

20
Мариупольский

12
5
4
3


21
Мелитопольский

20
7
5
8


22
Могилевский

14
9
4
1


23
Нежинский

12
12




24
Николаевский

10


4
3
3
25
Одесский

16

6
3
3
4
26
Полтавский

22
15
6
1
-
-
54


Наименование республик, краев и областей
Количество
Число районов, а которых вошло в коллективы от общего числа
округов
районов
ДО 15%
15-30%
30-50%
50-70%
70% и выше
27
Прилукский

12
5
6
1
_

28
Проскуровский

14
10
4

_

29
Роменский

13
13




30
Сталинский

10
9
1



31
Старобельский

11
7
3
1


32
Сумский

17
14
2

1

33
Тульчинский



_



34
Уманский

17
12
5
_

_
35
Харьковский

24
10
6
4
2
2
36
Херсонский

14
3
5
3
_
3
37
Черниговский


_
_



38
Шевченковский (Черкасск)

21
10
4
4
3

39
Шепетовский

13
2
6
_
5

40
Первомайский

13

6
6
1

41
Молдавская АССР








Итого по республике

510 (511)
294
119
59
24
14

То же, в процентах

100
57,6
23,3
11,6
4,8
2,7

Крымская АССР

10

2
4
3
1

в процентах

100

20
40
30
10
БССР
8

1
Бобруйский

13
4
7
2
_

2
Витебский

10
5
4
1


3
Гомельский

11
6
3
1
1
_
4
Минский

17
14

2
1

5
Могилевский

16
3
4
5
2
2
6
Мозырский

10
3
3
2
2

7
Оршанский

14
8
3

1
2
8
Полоцкий

9
5
4




Итого по республике

100
48
28
13
7
4

То же, в процентах

100
48
28
13
7
4
Нижегородский край
10

1
Арзамасский

18
16
2
_

_
2
Вятский

16
16




3
Котельнический

14
12
2



4
Муромский

9
6
3



5
Н ижегородский

18
18
_



6
Нолинский

И
11
_



7
Шарьинский

13
13
_



8
Вотская авт. обл.


_
_



9
Марийская авт. обл.

9
5
_
4


10
Чувашская АССР

18
16
2



55

№№
Наименование республик, краев и областей
■ Количество
Число районов, в которых вошло в коллективы от общего числа
округов
районов
до 15%
15-30%
30-
50%
50-70%
70% и выше

Итого по краю

126
113
9
4
_


То же, в процентах

100
89,6
7,3
3,1


Северный край
6

1
Архангельский

12
12




2
Вологодский

14
14




3
Ненецкий







4
Няндомский

8
4
3
1

_
5
Северо-Двинский

15
15




6
Коми-Зырянская авт. обл.

9
9



_

Итого по краю

58
54
3
1

_

То же, в процентах

100
93
5,3
1.7


Ленинградская обл.
10

1
Боровичский

13
9
4



2
Великолукский

26
26


_

3
Ленинградский

21
21




4
Лодейно-Польский

10
8
2



5
Лужский







6
Мурманский







7
Новгородский






_
8
Псковский

18
18




9
Петрозаводский (Карелия)

-
-
-
-
-
-
10
Череповецкий

19
16
3

_


Итого по области

107
98
9




То же, в процентах

100
91,6
8,4



Северо-Кавказский край
11/7

1
Армавирский

9
2
2
3
1
1
2
Донецкий (Миллерово)

6
1
2
1
_
2
3
Донской (Новочеркасск)

11

7
4

-
4
Кубанский (Краснодар)

15

5
9
1

5
Майкопский

6

3

3

6
Сальский

10
2
6
2

_
7
Ставропольский

10

4
4
2

8
Таганрогский

11

7
4


9
Терский (Пятигорск)

8
3
4
_

1
10
Черноморский (Новороссийск)

6
2
4

-
-
11
Шахтинский (Краснодар)

8
-
3
5
-
-
12
Адыгейская авт. обл. (Нальчик)

3

1
2


56

M«JMs
Наименование республик, краев и областей
Количество
Число районов, в которых вошло в коллективы от общего числа
округов
районов
до 15%
15-30%
30-
50%
50-70%
70% и выше
13
Кабардино-Балкарская авт. обл. (Владикавказ)

7

1

6

14
Ингушская авт. обл. ( Баталпашинск)

2
2




15
Карачаевская авт. обл. (Владикавказ)

-
-

-


16
Северо-Осетинская авт. обл. (Баталпашинск)

5
5




17
Черкесская авт. обл.

_

_
_


18
Чеченская (Грозный)








Итого по краю

117
17
49
34
13
4

То же, в процентах

100
14,5
41,9
29,1
11,1
3,4
Уральская обл.
16

1
Верхне-Камский

7
7


_

2
Златоустовский







3
Ирбитский

10

3
4
2
1
4
Ишимский

14
4
6
3

1
5
Коми-Пермяцкий

6
3
2
1


6
Кунгурский

14
5
4
2
2
1
7
Курганский







8
Пермский

18
9
4

3
2
9
Сарапульский

15
3
7
3
1
1
10
Свердловский

12
8
3

1

11
Тагильский

8
4
1
2

1
12
Тобольский

10
10
_
_
_

13
Троицкий

12
6
6



14
Тюменский

13
1
1
4
1
6
15
Челябинский

10
5
2
3

_
16
Шадринский

19
2
6
8
1
2

Итого по области

168
67
45
30
11
15

То же, в процентах

100
39,8
26,8
17,8
6,7
8,9
Западная обл.
8

1
Брянский

18
15
3

_

2
Великолукский







3
Вяземский

11
11




4
Клинцовский

13
13




5
Ржевский


_




6
Рославльский

И
2
6


3
7
Смоленский

18
12

6

_
8
Сухиничский

11
И

_



Итого по области

82
64
9
6

3

То же, в процентах

100
78
10,9
7,4
-
3,7
57


Наименование республик, краев и областей
Количество
Число районов, в которых вошло в коллективы от общего числа
округов
районов
до 15%
15-30%
30-
50%
50-70%
70% и выше
Московская обл.
10

1
Бежецкий

10
10



_
2
Калужский

9
9

_

_
3
Кимрский

7
_

5

2
4
Коломенский

10
8
2



5
Московский

_





6
Орехово-Зуевский

7
4
2
1


7
Рязанский

27
23
4
_

_
8
Серпуховский

8
5
1
1
1
_
9
Тверской

12
9
1
2

_
10
Тульский

27
21
5
1



Итого по области

117
89
15
10
1
2

То же, в процентах

100
76
12,9
8,5
0,8
1,7
Ивановская обл.
7

1
Александровский

7
7




2
Владимирский

11
11




3
Кинешемский


_




4
Костромской

14
12
2



5
Рыбинский

8
8


_

6
Шуйский

8
6
2


_
7
Ярославский

10
_
7
3



Итого по области

58
44
11
3
_


То же, в процентах

100
75,9
18,9
5,2
_

Сибирский край
19/2

1
Ачинский окр.

11
11


_

2
Барабинский

_
_
_

_
_
3
Барнаульский

12
10
2



4
Бийский

18
18




5
Иркутский

11
И


_

6
Каменский

12
9
2

1

7
Канский

13
12
1



8
Киренский

4
3


1

9
Красноярский

11
2
4
1
2
2
10
Кузнецкий

11
11

_


11
Минусинский

8
8




12
Новосибирский

15
5
7
3
_

13
Омский

21
17
4
_
_

14
Рубцовский

10
8
2

_
_
15
Славгородский

13
6
4
3
_

16
Тарский





_
_
17
Томский

20
20
-
-
-
-
58


Наименование республик, краев и областей
Количество
Число районов, в которых вошло в коллективы от общего числа
округов
районов
до 15%
15-30%
30-50%
50-70%
70% и выше
18
Тулуновский ( Усть-Абаканск)


-


-

19
Хакасский

5
5




20
Ойротская авт. обл.

10
8
1

1


Итого по краю

205
164
27
7
5
1

То же, в процентах

100
80,1
13,1
3,4
2,4
1
Казахская АССР
13/1

1
Адаевский окр.







2
Акмолинский







3
Актюбинский

15
7
4
2
2

4
Алма-Атинский

16
16




5
Гурьевский







6
Каркаралинский

8
5
1
2


7
Кзыл-Ординский

8
5
2
1


8
Кустанайский

15
5
6
2
2

9
Павлодарский

9
3
4
1
1

10
Петропавловский

21
4
9
5
2
1
И
Семипалатинский

28
14
6
5
2
1
12
Сыр-Дарьинский

21
5
5
9
2

13
Уральский

15
7
4
2
1
1
14
Кара-Калпакская авт. обл.








Итого по республике

156
71
41
29
12
3

То же, в процентах

100
45,5
26,2
18,6
7,7
2
Узбекская ССР
10
84
65
15
2
1
1
1
Андижанский

13
3
8
2


2
Бухарский

8
7



1
3
Зеравшанский

6
6




4
Кашка- Дарьинский


_

_
_

5
Самаркандский

10

8
2


6
Сурхан-Дарьинский

6
4
1
1


7
Ташкентский

И
11
_
_


8
Ферганский

И
И



_
9
Ходжентский






_
10
Хорезмский



_



11
Керминеский3* отдельный район


-


-
-

Итого по республике

65
42
17
5

1

То же, в процентах

100
64,6
26,2
7,7

1,5
Дагестанская АССР


Итого по республике

28
21
4
1
2


То же, в процентах

100
75
14,3
3,5
7,2
-
59


Наименование республик, краев и областей
Количество
Число районов, в которых вошло в коллективы от общего числа
округов
районов
до 15%
15-30%
30-50%
50-70%
70% и выше
Армянская ССР (Эривань)


Итого по республике

31
29
2




То же, в процентах

100
93,6
6,4



Азербайджанская ССР


Итого по республике

62
57
4
1



То же, в процентах

100
91,9j
6,6
1,5


Туркменская ССР


Итого по республике

33
27
1
4
1


То же, в процентах

100
82
3
12
3
-
РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 40. Л. 211-206. Копия.
'* Датируется по собственному заголовку документа. 2* В тексте, видимо, ошибочно — Волжский. 3* В тексте, видимо, ошибочно — Кенимегский.
№ 10
Протокол заседания комиссии Я.А.Яковлева
о создании комиссии для редактирования резолюции
Политбюро ЦК ВКП(б) об округах сплошной коллективизации
16-17 декабря 1929 г.
Присутствуют: т. Яковлев, Григорьев (Украина), Траннек, Барышников (Нижний Новгород), Шеболдаев (Нижне-Волжский край), Ануфриев (Хоперский окр.), Сонкин (Средняя Волга), Одинцов (Колхозцентр), Рыскулов, Шибаев (СНК РСФСР), Мальцев (Информотдел ЦК20), Гроссман (НК РКИ СССР), Климохин (Центросоюз), Иванов (Северный Кавказ), Варей-кис (ЦЧО), Хатаевич (Средняя Волга), Розе (Сельскоснабжение), Вольф (Госплан СССР), Косиор (Украина), Беленький (Хлебоцентр), Патрикеев (НКТорг СССР), Петров (Колхозцентр), Бауман (МК ВКП), Каценельбоген (Отдел по работе в деревне ЦК ВКП), Гринько, Голендо, Ежов, Каминский (НКЗем СССР21).
Председатель т. Яковлев.
Слушали: Об округах сплошной коллективизации (доклады представителей с мест).
Постановили: Создать комиссию для редактирования резолюции Политбюро ЦК ВКП (б) по вопросу об округах сплошной коллективизации в составе т. Яковлева, Гринько, Шеболдаева, Баумана, Каминского, Беленького, Иванова, Каценельбогена и Клименко.
Председатель Яковлев РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 40. Л. 205. Копия.
60

№ 11

Комментариев нет: